Н.М.Шапко, Е.В.Пушкарская
Как подготовить
незрячего ребенка к школе
Автор:
Шапко Н.М методист Самарской областной библиотеки для слепых
Пушкарская Е.В. учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат
№ 17, высшая квалификационная категория
Аннотация:
методические рекомендации предназначены в помощь родителям, воспитателям,
учителям начальных классов, студентам для организации работы со слепыми и
слабовидящими детьми.
Уважаемые родители!
Период поступления
ребенка в первый класс школы является сложным моментом в его жизни: от того,
как легко и быстро Ваш ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во
многом зависит успешность этой деятельности, комфортность пребывания в
образовательном учреждении.
В свою очередь, быстрота и легкость этого перехода определяются
подготовленностью ребенка к школе, уровнем психофизических навыков - умением
обслуживать себя (самостоятельно есть, одеваться, мыть руки, чистить зубы и
пользоваться туалетом), находить нужные вещи и убирать их на место.
За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с
режимом школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность,
посетите его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают
первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому
режиму.
Для подготовки детей к школе необходимо настроить их на обучение:
спокойно поговорить с ребёнком о том, что в школе ему будет интересно, что он
узнает много нового. Если ребёнок будет чувствовать спокойствие и
доброжелательность родителей по отношению к школе, то и он будет спокоен. Нужно
ему объяснить, что очень важно уметь слушать учителя, не мешая другим, выполнять
все его требования. Научить ребенка этому можно во время походов в театр, на
концерты, праздники. Ребёнок должен научиться тихо сидеть и внимательно слушать
речь актеров и звуки, идущие со сцены (от телевизора), а вы, сидя рядом,
комментируете происходящее на сцене (экране);
Обязательно читайте ребёнку сами, обсуждайте прочитанное, учите
пересказывать, выделять главное. Убедитесь, понимает ли ребёнок смысл
прочитанного, трудные слова, т.к. он иногда не может представить себе его
значение, это называется вербализм. Чтение взрослого развивает мышление, даёт
ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме этого ребёнок учится
эмоциональному выразительному чтению.
Включайте ребёнку на тифлоаппаратуре «говорящие» книги
(аудиозаписи сказок, песен, записанные на профессиональном оборудовании и
озвученные артистами и дикторами); отведите специальную «тихую» зону в комнату
для прослушивания «говорящих» книг.